Факультет «АРХИТЕКТУРНЫЙ»

Кафедра ДИЗАЙНА и ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ

Меню:

»Главная

» О кафедре

» Преподаватели

» Условия поступления

» Дисциплины

» Практики

» Контакты

» Методические мате- риалы

» Учебные планы

.

КОНТАКТ

1. Ли И.С. ПРОПЕДЕВТИКА (основы композиции), 2010

 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Уральский государственный университет Кафедра дизайна и изобразительных искусств
ПРОПЕДЕВТИКА (основы композиции)
Методические указания по выполнению упражнений студентами 1 курса специальности «Дизайн»
ВВЕДЕНИЕ
Сущность понятия «композиция»

      Композиция - это связь различных частей в единое целое, в соответствии с какой либо идеей, которые вместе взятые составляют определенную форму. Термин «композиция» применяется в двух аспектах:
- целенаправленное построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением;
- важнейший организующий элемент художественной формы, придающий произведению гармоничное единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому, выступая как атрибут художественного произведения.

Сущность понятия «гармония»

      Гармония, в переводе с греческого, это созвучие, согласие, противоположность хаосу. Гармония означает высокий уровень упорядоченности и отвечает эстетическим критериям совершенства и красоты. Относительно композиции, гармония понимается как ее формальная характеристика.

Сущность понятия «формальная композиция»

      Форма взаимосвязана с содержанием, но возможно отделение формы от содержания путем замены реалистичных объектов формальными (или абстрактными), но так, чтобы формальная композиция выражала идею и художественно-образный замысел через:
- характеристики и свойства элементов композиции;
- структурную организацию элементов композиции.

Эмоции. Зрительное восприятие, его роль в композиции.

      Если мир техники является продолжением физических способностей человека, одновременно являясь искусственной средой обитания человека, то мир искусства, творимый человеком, является областью, в которой продолжается, отражается, реализуется его духовная жизнь, органически неразрывно связанная с физической, материальной и социальной жизнью. Она оказывает и обратное действие на социальную природу человека, будучи одновременно и продуктом его деятельности и средой, в которой он существует.
      Восприятие человеком окружающего мира, формы освоения, познание этого мира, зависят от психофизического устройства организма человека, от устройства органов восприятия, высшей нервной деятельности, мозга. Проводником, посредством которого осуществляется связь человека с миром, являются эмоции. «Эмоция - результат оценки самим организмом своего отношения со средой»,- писал Л. Выготский. Эмоции способствуют ориентации человека в мире, предостерегают от опасности, поощряют и т. д. Положительные и отрицательные эмоции, начиная с реакций на простейшие ощущения и кончая сложнейшими психическими переживаниями, способствуют нормальной жизнедеятельности человека во всех сферах его существования как на низшем биологическом уровне, так и на уровне высшей духовной деятельности.
      Эмоции тесно связаны с понятием гармонии, ибо гармоническое начало в природе и в социальной жизни (в том числе и в искусстве), благотворно для человека и "поощряется" его эмоциями. М. Каган пишет: «Искусство доставляет нам наслаждение постольку, поскольку форма художественного произведения обладает высокой упорядоченностью, совершенной организованностью в соответствии с особенностями выраженного этой формой содержания».
      В художественном произведении способность его формы к эмоциональному воздействию является первостепенным условием для того, чтобы произведение могло быть воспринято и понято. «От эмоции формы - к чему-то, следующему за ней, - писал Л. Выготский, - начальный и отправной момент, без которого понимание искусства не осуществляется вовсе, есть эмоция формы. Дифференцированные и устойчивые эмоции, возникающие на основе высших социальных потребностей человека, обычно называют чувствами». Можно сказать, что в эмоциональном восприятии художественного произведения существуют разные уровни низший - биологический уровень перцепции и высший, на котором осуществляется сложное многозначное действие искусства, отвечающее высшим духовным запросам человека. Ясно, что разделение на низший и высший уровни условно, так как процесс восприятия - момент, где высший и низший уровень практически слиты, недифференцированы. Но в данном случае нас интересуют психобиологические основы процесса восприятия, на которых строится здание эмоций, и которые обуславливают необходимость композиционного построения художественного произведения.
      Зрительное восприятие начинается с выделения общих структурных особенностей объекта. В первую очередь воспринимается отношение предметов и пространства. Затем осваиваются отношения между предметами, затем между деталями предметов. И создается четкое представление о целом. Эта особенность зрительного восприятия учитывается при композиционном построении произведения с целью обеспечения упорядоченного его восприятия.
      Для композиционного расположения элементов имеет значение величина угла активного зрения. Основные, важные моменты содержания картины должны попадать под угол активного зрения (54' по горизонтали и 37' по вертикали). Композицией учитывается также расположение, местоположение зрительного центра на картинной плоскости, который находится несколько выше геометрического, что происходит от психологического восприятия низа картины как более тяжелого по сравнению с верхом (в результате действия силы земного притяжения).
      Зрительное восприятие зависит от эмоциональных импульсов, которые возникают в глазу, когда взгляд скользит по изображению. Каждый поворот, то есть смена направлений, линий, их пересечение связаны с необходимостью преодолевать инерцию движения, возбуждающе действуют на зрительный аппарат и вызывают соответствующую реакцию. Картина, где много пересекающихся линий и образуемых ими углов, вызывает чувство беспокойства, и наоборот, там, где глаз спокойно скользит по кривым, или движение имеет волнообразный характер, возникает ощущение естественности, умиротворенности. Волновая природа присуща материи, и возможно, что именно с этим связано возникновение положительной реакции организма. Положительная реакция возникает, когда нервные клетки зрительного аппарата испытывают состояние активного отдыха. Некоторые геометрические структуры и формы вызывают подобное состояние. К ним относятся, например, предметы, построенные по пропорциям "золотого сечения".
      Восприятие форм связано с теми или иными биологическими потребностями организма. «Человеку присущи некоторые биологические потребности, - пишет Р. Арнхейм, - для ориентации ему необходима четкость и простота, для уравновешенности и правильного функционирования - единство и равновесие, для стимулирования - разнообразие и напряженность». Эти потребности удовлетворяются одними формами лучше, чем другими. Квадрат и круг просты и уравновешенны. Прямоугольник с соотношениями 2 1 внушает страх, что распадается на 2 квадрата. В отношении "золотого сечения" (примерно 5:8) успешно сочетается нерушимое единство и достаточная напряженность".

Структура основных композиционных понятий
ТИПЫ КОМПОЗИЦИЙ: ОТКРЫТАЯ, ЗАКРЫТАЯ
Задание № 1. Степень связи между элементами и ее влияние на открытость или замкнутость (закрытость) композиции

      Выполнить 4 композиции с участием одного набора элементов:
1) Полное (подчеркнутое) отсутствие связей между элементами, независимость
2) Намеченные визуальные связи между элементами
3) Визуальный («физический») контакт элементов - касание, соприкосновение, наложение
4) «Монолит», т.е. слияние элементов в группу – врезка, спайка, сборка.

Задание № 2. Влияние композиционного центра на открытость/закрытость композиции

Выполнить 4 композиции с участием одного набора элементов, но с изменением одного из них, играющего роль композиционного центра:
1) "Сильный" центр, подчиняющий себе «беспрекословно»
2)...
3)...
4) «Слабый» центр, едва выделяющийся среди остальных элементов и ... «разброд» последних
Элементы - простые геометрические фигуры.
Техника: графические средства, аппликация, компьютерная графика.

5 ПРИНЦИПОВ ГАРМОНИИ В КОМПОЗИЦИИ
Равновесие

      Состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой. Уравновешенные части целого приобретают зрительную устойчивость. В основном равновесие сводится к балансу выразительности частей композиции. Выделяют статическое и динамическое равновесие.
      Статическое. Это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы в целом производят впечатление ее неустойчивой неподвижности.
      Динамическое. Это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы производят впечатление ее движения и внутренней динамики.

Соподчинение элементов

      Соподчинение - это выделение центра композиции (доминанты), которому подчиняются все остальные элементы (причем, не просто подчиняются, а усиливают его значимость), т.е в композиции возникает иерархия. В иерархии могут быть доминанты второго порядка (акценты). В зависимости от количества уровней, выделяют различные степени иерархии элементов: 1) двухуровневая (доминанта и второстепенные элементы). 2) трехуровневая (например: доминанта, акценты и второстепенные элементы).
      Композиционный центр определяется:
- размером
- положением на плоскости (вокруг элемента организуется пустое пространство, а все остальные сближаются)
- формой, которая отличается от формы других элементов
- фактурой, которая отличается от фактуры других элементов
- тоном и цветом (путем применения контрастного цвета по отношению к цвету второстепенных элементов (яркий цвет в нейтральной среде, и наоборот; хроматический цвет среди ахроматических; теплый цвет при общей холодной гамме второстепенных элементов; темный цвет среди светлых)
- сложностью формы и степенью проработки по отношению к второстепенным элементам.

Соразмерность

      Понятие соразмерности связано с представлением о масштабности элементов относительно друг друга и целого. В ряде случаев инструментом обеспечения соразмерности служит модульная сетка.

Повторение целого в его частях

      Элементы композиции должны обладать родственными качествами между собой и со всей композицией в целом. Объединяющими могут стать различные свойства – размерные, геометрические, цветовые, фактурные и т.д.

Единство

      Благодаря соблюдению этого закона произведение воспринимается как единое неделимое целое, а не как сумма разрозненных элементов. Композиция выступает как система внутренних связей, объединяющая все компоненты форм и содержаний в единое целое. В композиции все элементы приводятся к гармоничной упорядоченности. Т.е. должна быть целостность самой формы и целостность между элементами форм.
      Основные черты принципа единства:
1) неделимость композиции, или невозможность воспринимать ее как сумму разрозненных элементов.
2) необходимость связи и взаимной согласованности всех элементов композиции

Задание № 1. Равновесие

Выполнить 3 композиции:
1) Отсутствие равновесия
2) Равновесие, основанное на симметрии относительно вертикальной оси, расположенной по центру формата
3) Равновесие в ассиметричной композиции

Задание № 2. Соподчинение: композиционный центр

      Выполнить 4 композиции:
1) Композиционный центр по размеру
2) Композиционный центр по тону
3) Композиционный центр по сложности формы
4) Композиционный центр по положению на плоскости

Задание № 2а. Соподчинение: иерархия

      Выполнить 3 композиции:
1) 2-хуровневая иерархия
2) 3-хуровневая иерархия
3) 5-тиуровневая иерархия

Задание № 3. Соразмерность

      Выполнить 3 композиции на различных модульных сетках:
1) Квадратная
2) Прямоугольная
3) Треугольная

Задание № 4. Повторение целого в его частях

      Выполнить 4 композиции:
1) Повторение свойств геометрической формы
2) Повторение пропорциональных свойств
3) Повторение графической фактуры
4) По выбору автора

Задание № 5. Единство как результат соблюдения четырех предыдущих принципов

      Выполнить 5 композиций:
1) Гармоничная композиция с соблюдением 4 принципов
2) Фрагменты (кадрировки) - не менее 2-х
3) Дополнения и удаления элементов композиции - не менее 2-х
Общие требования: стремление к соблюдению общих законов композиции в каждом задании.
Элементы - простые геометрические формы, цветность - градации серого, формат в пределах А6.
Техника: графические средства, аппликация, компьютерная графика.

СВОЙСТВА КОМПОЗИЦИИ: СТАТИЧНОСТЬ – ДИНАМИЧНОСТЬ
Динамичность

      Динамичной принято считать односторонне активно направленную форму. Это свойство композиции связано с пропорциями и отношениями величин. При равенстве отношений для нее характерна статичность, а при контрасте их создается динамизм, при этом зрительное движение получается в направлении большей величины. Активная и односторонне направленная форма является необходимым условием появления динамичности. Например, куб создает впечатление статичности, а вертикальный параллелепипед - динамичности. Но если параллелепипед положить плашмя, исчезает односторонняя направленность формы, и мы получаем статичный объем.

Статичность

      Статичность – это подчеркнутое выражение состояния покоя, незыблемости, устойчивости формы во всем ее строе, в самой геометрической основе. Статичны предметы, которые имеют явный центр и у которых ось симметрии является главной организующей форму осью.

Симметрия и асимметрия

      Симметрия – это тождественное расположение элементов относительно точки, оси или плоскости симметрии, воспринимаемое глазом как особый вид упорядоченности равновесия и гармонии. Симметрия связана с чувством равновесия и обусловлена законом тяготения.
      Асимметрия – это вариант композиции, сочетание и расположение элементов которой не подчиняется точкам, осям, плоскостям симметрии. Асимметрия, т. е. нарушение симметрии, вызывает эмоциональный импульс, который сигнализирует о возникновении изменений, движения. Движение же - форма существования материи, «движение есть жизнь».

Задание № 1. Статичность

      Выполнить несколько композиций, в которых статичность обеспечивается:
- положением основных осей
- равновесием и симметрией
- пропорциями элементов
- формой элементов
- положением элементов на плоскости
- другими приемами

Задание № 2. Динамичность

      Выполнить несколько композиций, в которых динамичность обеспечивается:
- положением основных осей
- динамическим равновесием и асимметрией
- пропорциями элементов
- формой элементов
- положением элементов на плоскости
- другими приемами
      Композиции расположить парами «динамичность – статичность» в соответствии с использованным приемом.
Общие требования: стремление к соблюдению общих законов композиции в каждом задании.
Элементы - простые геометрические формы, цветность - градации серого, формат в пределах А6.
Техника: графические средства, аппликация, компьютерная графика.

СВОЙСТВА КОМПОЗИЦИИ: ПРОСТОТА – СЛОЖНОСТЬ
Членение и группировка

      Известный композиционный прием - членение целого, т.е. разбивка его на ограниченное число групп, группировка элементов, - необходим, потому что при восприятии методом последовательного приближения осваивается целое. Этот метод обусловлен наличием физиологического порога восприятия, наш мозг одновременно может воспринять не более 5-7 элементов или групп одновременно. При большом количестве элементов форма уже не воспринимается как целое и кажется раздробленной. Потребность «организовать», «сгруппировать», чтобы опознать объект, является свойством человеческой психики. Закон группировки заключается в том, что, чем ближе друг к другу элементы, образующие фигуру, тем легче она может быть воспринята и отделена от других элементов.
      Группировка зависит от:
- пространственной близости расположения элементов по отношению друг к другу;
- близости элементов друг другу по свойствам;
- стремления к «продолжению», «следованию законам», логически вытекающим из положения элемента;
- от стремления к замкнутым фигурам (разрозненные элементы, разорванные линии стремятся визуально замкнуться и образовать фигуру).

Задание № 1. Простое – сложное

      Выполнить несколько композиций, в которых свойства обеспечиваются: - количеством элементов
- формой элементов
- степенью сложности связей между элементами
- симметрией - асимметрией
- группировкой
- другими приемами

СВОЙСТВА КОМПОЗИЦИИ: ТЯЖЕСТЬ – ЛЕГКОСТЬ
Закон гравитации и его роль в восприятии композиции

      В композиционном построении находят свое отражение основополагающие физические законы природы. Одним из основополагающих законов природы, играющим важную роль в формообразовании органической и неорганической материи, а также проявляющимся во всех областях человеческой деятельности, является закон гравитации. Он проявляется во всем, начиная с расположения и движения планет, и кончая строением тела насекомого. Законом гравитации, т.е. всемирного тяготения, объясняется, например, симметричность строения живых организмов (необходимость равновесия), обосновываются законы движения (законы механики) и законы небесной механики.
      В искусстве закон гравитации определяет роль вертикали, горизонтали и диагонали в композиции, им объясняется необходимость равновесия, значение симметричных форм, понятие верха и низа в композиции.

Задание № 2. Тяжелое – легкое

      Выполнить несколько композиций, в которых свойства обеспечиваются: - степенью заполнения плоскости элементами
- размерами элементов
- тональными свойствами элементов
- размещением элементов на плоскости
- другими приемами
      Композиции расположить парами «простое – сложное» и «тяжелое – легкое» в соответствии с использованным приемом.
Общие требования: стремление к соблюдению общих законов композиции в каждом задании.
Элементы - простые геометрические формы, цветность - градации серого, формат в пределах А6.
Техника: графические средства, аппликация, компьютерная графика.

СОЧЕТАНИЕ СВОЙСТВ КОМПОЗИЦИИ
Задание № 1. Сочетание свойств

      Выполнить несколько композиций, в которых сочетаются свойства:
а) статичность, сложность, легкость
б) динамичность, простота, тяжесть
в) динамичность, сложность, легкость...
Элементы - простые геометрические формы, цветность - градации серого, формат в пределах А6.

АССОЦИАТИВНОЕ РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ КОМПОЗИЦИИ
Задание №1. Выставочная афиша

      Выполнить несколько ассоциативных композиций – выставочных афиш на контрастные темы (например: "Природа", "Техника"...)

Задание №2. Выставочная афиша с использованием шрифта и его выразительных возможностей

Выполнить несколько ассоциативных композиций – выставочных афиш с использованием шрифта

Задание №3. Композиция, ассоциативно раскрывающая смысл поэтической фразы

      Выполнить несколько ассоциативных композиций с использованием поэтической фразы. При выборе поэтического источника стремиться к максимально широкому диапазону тематики и образных характеристик содержания.
Общие требования: стремление к соблюдению общих законов композиции в каждом задании.
Элементы - сложные графические элементы, цветность - градации серого, формат в пределах А6.
Техника: графические средства, аппликация, компьютерная графика.

РИТМ И ЕГО РОЛЬ В КОМПОЗИЦИИ

Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности (такт, мерность, мерное течение). Важнейшим признаком ритма является повторяемость элементов (форм) и интервалов между ними. Ритмические повторы могут быть равномерными, убывающими или нарастающими. В зависимости от этого повторяемость может быть двух типов: статическая и динамическая.

Статический ритм – метр.

      Состоит из элементов, повторяющихся через одинаковый интервал. Ряды могут быть простыми и сложными.

Динамический ритм.

      Это ряд в перспективном увеличении или уменьшении размеров элементов и интервалов, или тех и других одновременно. Развитие динамических рядов может происходить по арифметической (постоянно сохраняется разность между любыми двумя соседними элементами, или геометрической (величина каждого последующего интервала равна величине предыдущего умноженное на постоянное число) прогрессии.
В ряду должно быть более 6 элементов, т.к. меньшее количество элементов не воспринимается как ряд.

Задание № 1. Метр и ритм

      Выполнить ряд композиций:
- метр как повтор элементов и интервалов между ними без изменений - ритм, как закономерное изменение свойств:
а) размеров элементов
б) интервалов между ними
в) тона
г) цвета
д) положения элементов в пространстве
Элементы - простые геометрические формы, цвет, формат в пределах А6.

Задание №2. Ассоциативное раскрытие темы композиции с помощью ритма

      Выполнить несколько тематических композиций, в которых ритм являлся бы ведущим средством раскрытия темы.
Варианты тем: «Город», «Завод», «Прогресс», «Джаз», «Вальс»...
Общие требования: стремление к соблюдению общих законов композиции в каждом задании.
Элементы - сложные графические элементы, цвет, формат в пределах А6.
Техника: графические средства, аппликация, компьютерная графика.

КОНТРАСТ – НЮАНС
Контраст

      Контраст –резкое различие элементов, предметов, форм и их свойств по следующим параметрам: размер, форма, тон, цвет, положение в пространстве и т.д. Выделяют:
- одномерный контраст – противопоставление по одному параметру.
- многомерный контраст – противопоставление по нескольким параметрам. Особенностью контрастной композиции является активность ее визуального воздействия.

Нюанс

      Нюанс – незначительные отличия элементов в композиции по тем же категориям. Также выделяют одномерный и многомерный нюанс. В нюансных формах больше сходства, чем различия.

Тождество

      Тождество – повтор элементов одинаковых, подобных по своим качествам (размер, форма, тон...).
Композиция, лишенная контрастов, невыразительна. Композиция, лишенная нюансов, груба.

Задание № 1. Контраст и нюанс

      Выполнить 7 пар композиций, построенных на контрасте или нюансе: а) размера элементов
б) геометрической формы элементов
в) пропорциональных отношений
г) положения элементов в пространстве
д) тона
е) цвета
ж) фактуры
Элементы - простые геометрические формы, цвет, формат в пределах А6.

Задание №2. Контраст свойств

      Выполнить 3 композиции, в которых главным выразительным средством является контраст следующих свойств:
а) простое - сложное
б) тяжелое - легкое
в) статичное - динамичное
Общие требования: стремление к соблюдению общих законов композиции в каждом задании.
Элементы - сложные графические элементы, цвет, формат в пределах А6.
Техника: графические средства, аппликация, компьютерная графика.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Композиционное построение художественного произведения – одно из важнейших средств искусства. «Подражая отдельным принципам строения органической и неорганической природы, человек делает композицию основой художественного творчества, средством выражения, своего отношения к действительности», - писал М. Алпатов.
В художественном произведении мы видим преображенную действительность Условность - язык искусства. Но эта условность отражает реальность, объективно существующую в природе и в сознании человека и являющуюся материалом для искусства.
      Наука о композиции изучает общие внутренние закономерности строения форм в искусстве и дизайне, а также конкретные средства достижения их целостности и единства с содержанием.
      Цель композиции в дизайне - утилитарно оправданная форма вещи, имеющая функциональную, конструктивную и эстетическую ценность.
      Структура вещи, формируемая по законам композиции, получает такие функциональные и конструктивные особенности, которые наилучшим образом отвечают назначению вещи. Композиционный поиск в художественном проектировании направлен на придание форме свойств, обеспечивающих получение потребителем полезных эффектов.
      Композицию понимают в области искусства как систему построения художественного произведения. Это понятие применимо к процессу проектирования, к проекту и самому изделию.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  • Алпатов М. Композиция в живописи. М. – Л.: Искусство, 1940. – 132 с. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. − М.: Прогресс, 1974. − 392 с.
  • Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования. − М.: Стройиздат, 1982. − 224 с.
  • Волков Н.Н. Композиция в живописи. – М.: Искусство, 1977. – 264 с.
  • Выготский Л.С. Психология искусства. − М.: Искусство, 1965. − 379 с.
  • Голубева О.Л. Основы композиции. – М.: Искусство, 2004. – 120 с.
  • Иконников А.В. Функция, форма, образ в архитектуре. − М.: Стройиздат, 1986. − 286 с.
  • Каган М.С. Мифология искусства. − Л.: Искусство, 1972. − 440 с.
  • Кандинский В. Точка и линия на плоскости. − СПб.: Азбука, 2001. − 560 с.
  • Кринский В.Ф., Ламцов И.В., Туркус М.А. Элементы архитектурно-пространственной композиции. − М. − Л.: Госстройиздат СССР, 1934. − 172 с.
  • Кудин П.А., Ломов Б.Ф., Митькин А.А. Психология восприятия и искусство плаката. − М.: Плакат, 1987. − 208 с.
  • Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие. Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы. – М.: Искусство, 1985. – 318 с.
  • Паранюшкин Р.В. Композиция. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002. – 80 с.
  • Чернышев О.В. Формальная композиция. – Минск: Харвест, 1999. – 312 с.
    ОГЛАВЛЕНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................................................3
    ТИПЫ КОМПОЗИЦИЙ: ОТКРЫТАЯ, ЗАКРЫТАЯ..................................................................6
    5 ПРИНЦИПОВ ГАРМОНИИ В КОМПОЗИЦИИ.......................................................................6
    СВОЙСТВА КОМПОЗИЦИИ: СТАТИЧНОСТЬ – ДИНАМИЧНОСТЬ....................................8
    СВОЙСТВА КОМПОЗИЦИИ: ПРОСТОТА – СЛОЖНОСТЬ..................................................10
    СВОЙСТВА КОМПОЗИЦИИ: ТЯЖЕСТЬ – ЛЕГКОСТЬ...........................................................10
    СОЧЕТАНИЕ СВОЙСТВ КОМПОЗИЦИИ.................................................................................11
    АССОЦИАТИВНОЕ РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ КОМПОЗИЦИИ....................................................11
    РИТМ И ЕГО РОЛЬ В КОМПОЗИЦИИ ....................................................................................12
    КОНТРАСТ – НЮАНС..................................................................................................................13
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................................................14
    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК...........................................................................................15

  • Новости

    Южно-Уральский государственный университет

     

    >>>>



     

    2008 © кафедра ДИЗАЙНА и ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ